Ваше здоровье

ЧАСТЬ XIII. МАССАЖ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

VI комплекс упражнений для ребенка в возрасте 5—6 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах.

Пассивное упражнение

Комплекс следует начать с массажа рук малыша: поглаживание, растирание.

Дыхательное упражнение

Нужно произвести скрещивание рук на груди.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. Следует произвести массаж ног; поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.
2. Обхватить руками ноги ребенка за нижние части голеней. Мизинцы рук должны лежать на пятке. Теперь должно следовать сгибание и разгибание ног.
3. Затем нужно осуществить попеременное сгибание и разгибание ног, обхватив их так, как и в предыдущем упражнении. Ноги сгибаются поочередно, медленно, мягко, можно в сочетании с вибрацией.
4. Далее следует произвести поворот со спины на живот.
5. И. п. — лежа на животе. Положить недалеко от ребенка яркую игрушку. При этом он должен приподняться на ручки и стараться рассмотреть игрушку. Затем он должен взять игрушку. Упражнение нужно сделать 1 раз.
6. Нужно выполнить массаж спины и ягодиц: поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приемы, поглаживание.
Рисунок 321.
7. Потом из положения лежа поднять ребенка под мышки, поставить его на колени. Затем, поддерживая ребенка, его надо немного наклонить к плоскости стола и скользящим движением слегка "протащить” его. Продолжая это движение, несколько приподнять его (рис. 321). Ребенок должен самостоятельно встать вначале на одно, затем на второе колено, выпрямиться, встать на стопы (рис. 322). После этого надо повернуть его лицом к себе, улыбнуться, похвалить.
8. Массаж живота: поглаживание, растирание, стимулирующие приемы, поглаживание,
Рисунок 322.
9. И. п. — положение лежа на спине. Нужно дать ребенку обхватить руками свои указательные пальцы, выпрямить руки к себе. Затем со словами "сядь” и легким подтягиванием за руки побудить ребенка сесть. При этом нужно обратить внимание: если ребенок запрокидывает голову, значит, он не готов еще к этому упражнению.
10. Массаж груди: поглаживание, надавливание на грудную клетку.
11. "Бокс”.
12. "Парение” на спине (упражнение нужно делать 1 раз).

VII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 6—9 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз.

Дыхательное упражнение

Начать комплекс нужно со скрещивания рук.
Пассивно-рефлекторные упражнения
1. "Бокс” с кольцами. В ладони ребенка нужно вложить кольца или удобные для захвата игрушки (с округлой ручкой).
2. Следует произвести поворот со спины на живот поочередно вправо и влево. Для этого правой рукой нужно обхватить нижнюю треть голеней малыша, а левой показывать игрушку. После того, как ребенок сосредоточил свое внимание на ней, положить слева или справа на расстоянии его вытянутых рук. Потом, зафиксировав на ней взгляд ребенка, предложить достать игрушку со словами: "достань игрушку”, "возьми игрушку”.

Активно-рефлекторные упражнения

1. Ребенок должен выполнить повороты без помощи или с незначительной помощью взрослого. Движения должны быть поочередными: вправо на бок, потом на живот и влево. Взрослый при этом должен побуждать малыша словами: "достань игрушку”, "повернись на живот”.
2. Ползание за игрушкой с помощью взрослого. И. п. — ребенок лежит на животе. Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит
впереди. Словами "достань игрушку” и сгибая ноги, следует стимулировать ползание малыша.
3. Ползание за игрушкой без помощи взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на животе. Ноги согнуты в коленях и упираются ступнями в ладони взрослого. Нужно предложить взять игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50-60 см.
4. Поднимание выпрямленных ног с помощью взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Следует обхватить голени малыша рядом с коленными суставами, выпрямляя при этом его ноги. Затем вертикально поднять ноги ребенка. Вернуть в исходное положение.
5. Присаживание при поддержке за вытянутые вперед руки, держась за кольца; при поддержке за одну руку; самостоятельное присаживание.
6. Вставание на ноги с упором. И. п. — ребенок лежит на спине. Взрослый упирает ноги малыша себе в живот и удерживает его обеими руками за подмышки. Затем необходимо помочь ребенку присесть, после чего поставить малыша на ноги. По завершении положить ребенка на спину.
7. И. п, — ребенок лежит на животе. Дать малышу обхватить указательные пальцы, остальными придерживать его кисти. Нужно отвести руки в стороны до полного разгибания, затем выпрямленные руки ребенка приблизить к голове на уровне ушей, при этом ребенок должен поднять голову назад и вверх (рис. 323).
8. И. п. — ребенок стоит на столе, лицом к взрослому. Стимулирование пере-ступания в возрасте 7 месяцев при поддержке за подмышки (1-3 раза), в возрасте 8-9 месяцев — при поддержке за кисти обеих рук, за кольца.
Рисунок 323.
9. И. п. — ребенок лежит на животе. Уложить ребенка на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола. При этом взрослый придерживает ребенка за таз и ноги. В таком положении ребенок должен разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх. Руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение нужно стимулировать словом, игрушкой, помочь точечным массажем спины.
Это упражнение можно заменить "парением” на животе.

VIII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 9-12 месяцев

Активные упражнения

1. И. п. — ребенок сидит. Комплекс следует начать с круговых движений руками малыша. Ребенок должен обхватить большие пальцы ваших рук, кольца или игрушки. Нужно плавно отвести руки в стороны, поднять к голове, затем — вперед и вниз.
2. "Бокс” с кольцами из положения лежа, сидя и стоя.
3. И. п. — ребенок сидит. Малыш должен достать игрушку, которую взрослый держит на высоте вытянутых рук ребенка.
4. И. п. — ребенок стоит. Взрослый должен держать его обеими руками за талию. Наклонить туловище ребенка за игрушкой (рис. 324) и выпрямить его туловища со словами "достань игрушку”.
5. Повороты со спины на живот самостоятельно и по просьбе взрослого.
6. Ползание на четвереньках.
7. И. п. — ребенок лежит на спине. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. Ребенок должен по просьбе достать стопами мяч, находящийся в руках у взрослого.
Рисунок 324.
8. И. п. — ребенок лежит на спине. Со словами взрослого "садись” малыш должен присесть, затем со словами "ложись” — принять исходное положение.
9. И. п. — лежа на животе, затем — лежа на спине. Малыш должен выполнить просьбу взрослого: "Возьми игрушку со стула”.
— достать лежащую на стуле игрушку;
— взять игрушку со стула, передать ее взрослому;
— взять игрушку со стула, стоящего сзади.
10. И. п. — а) с живота; б) с положения на коленях; в) стоя. Приподнимание туловища ребенка за выпрямленные руки с помощью колец.
11. И. п. — ребенок сидит. Самостоятельное вставание. Со словами взрослого "встань” ребенок должен встать, со словами "садись” — сесть.
12. И. п. — ребенок стоит. Взрослый держит малыша за кисти обеих рук. В заключение следует помочь малышу походить.

реклама: циклевка паркета киев, москвичи.